При повреждении покрышки необходимо поставить запасное колесо. Работа по замене несложная, но многие водители допускают целый ряд ошибок. Это приводит к травмам при замене, возможно возникновение аварийных ситуаций в дальнейшем. Разберем процесс установки нового колеса подробнее.
Что нужно учитывать перед снятием колеса – меры предосторожности
Перед тем, как заменить колесо необходимо правильно подобрать место. Желательно выбирать площадку с твердым покрытием. Это позволит оптимально поставить домкрат. Если такой возможности нет, можно под домкрат положить широкую доску.
Площадка должна быть ровной. Не рекомендуется менять колесо на спусках или при наличии выраженного уклона. Наличие уклона может привести к падению автомобиля с домкрата, скатыванию его или опрокидыванию.
Обязательно под колеса ставьте противооткатные упоры. Желательно возить с собой в багажнике специализированные упоры. Если их нет, можно воспользоваться кирпичом, или другим похожим предметом. Во время работы запасное колесо должно лежать под порогом, это защитит ваш автомобиль в случае падения с домкрата, потом туда укладываем снятое колесо до момента полного окончания работ.
Автомобиль необходимо поставить на ручной тормоз. Это позволит избежать качения. Если необходимо поменять колесо на задней оси, дополнительно включайте первую передачу.
Подготовительные работы
Перед тем как снять колесо, необходимо подготовить инструмент. Обычно достаточно домкрата и балонного ключа. В качестве балонника используется торцовый ключ. Большая часть легковых автомобилей имеет болты или гайки на 19. Но, на всякий случай стоит убедиться, в некоторых случаях могут встречаться варианты на 17 или 21.
На данный момент стандартом считается использование болтов в качестве крепежных элементов. Ошибочно их называют колесными шпильками. Но, на внедорожниках, легких и тяжелых грузовиках можно встретить крепеж с помощью гаек, которые накручиваются на шпильки, выходящие из ступицы.
Сказать какой способ более надежен нельзя. Обычно производитель выбирает вариант крепления исходя из технических особенностей автомобиля.
Как снять колпак с колеса
Часто водители используют декоративные колпаки на колесные диски. Снять их зачастую оказывается непросто, выполнены из пластика, легко трескаются при неаккуратном движении. Необходимо понимать, как правильно их снимать.
- Проверьте наличие пластиковых стяжек, их используют чтобы не потерять колпак. Все стяжки необходимо срезать.
- Далее пальцами находим защелки, держащие диск, с одной стороны. Для этого удобно воспользоваться прорезями. Лучше надеть перчатки, колпак с внутренней стороны достаточно грязный. Нажимаем на защелки, и дождавшись легкого щелчка отсоединяем колпак с одной стороны.
- Повторяем действие с противоположной стороны.
В итоге колпак должен остаться у нас в руках.
Как окрутить секретку
Следующим этапом может стать откручивание секретных болтов. Чтобы избежать кражи колес часто применяют болты со специальными головками. Для их откручивания достаточно воспользоваться переходником, который обычно идет в комплекте с секретками.
Но, что делать если переходник утерян. На самом деле открутить болт можно, но придется повозиться. Если вы производите замену в автосервисе, можно попросить наварить на секретку обычную гайку. На дороге придется воспользоваться другим способом.
Для этого вам потребуется домкрат, молоток, пассатижи. Затягиваем болты без секреток максимально сильно. Подвешиваем колесо, и наносим несколько сильных ударов по секретке. Опускаем домкрат, откручиваем все болты, и снова поднимаем колесо. Беремся за шину двумя руками и несколько раз дергаем на себя. Опускаем домкрат и затягиваем остальные болты.
Повторяем процесс 3-5 раз. Обычно этого достаточно, и секретку можно выкрутить пассатижами.
Виды домкратов
Важно иметь подходящий домкрат. Есть несколько разновидностей домкратов, рассмотрим только три типа, которые проще всего возить в багажнике.
- Винтовой. Самый простой вариант. Может быть вертикальными или горизонтальным. Недостатком является высота. Не подойдет для спортивных моделей или современных седанов с клиренсом в 15-20 мм.
- Реечный. Еще один вид механического домкрата. Отличается низкой высотой, но требует большого усилия. Считается недостаточно устойчивым.
- Гидравлический домкрат. В автомобилях возят бутылочные разновидности. Недостатком является большая высота, подойдет только для внедорожников или грузовых автомобилей.
- Пневматический. Использует сжатый воздух, нагнетаемый компрессором. Обладает низкой посадкой и большой грузоподъемностью.
Как правильно установить домкрат
Важным моментом является правильная установка домкрата. Если поставить его неправильно, можно замять порог. Это приведет к необходимости кузовного ремонта.
На всех легковых автомобилях возле каждого крыла имеется специальная площадка – «поддомкратник», она укомплектована специальным выступом в виде ребра. Это ребро должно помещаться в выемку домкрата.
Иногда на старых автомобилях «поддомкратник отсутствует или проржавел. В таком случае можно взять доску толщиной 25-50 мм и длиной до середины кузова, она вставляется между домкратом и кузовом.
Ставить домкрат следует на твердую и нескользкую поверхность. Если приходится поднимать автомобиль на грунтовке, лучше поставить под домкрат дощечку.
Часто менять колесо приходится на обочине, она обычно имеет песчаное покрытие, на всякий случай возите с собой небольшую дощечку или фанерку.
Поднимать колесо необходимо до полного отрыва от земли. Достаточно добиться отрыва в 1-2 см.
Как снять колесо
Снять колесо самостоятельно не проблема. Но, делать это нужно правильно. Разберем подробно процесс.
- Передние колеса должны стоять ровно.
- Снимаем декоративный колпак.
- С помощью ключа срываем с места болты. Они откручиваются против часовой стрелки. Для упрощения задачи можно надеть на ключ трубу, рычаг получится больше, и сорвать болты будет проще. Не выкручиваем их полностью, просто обеспечиваем подвижность.
- Вывешиваем колесо на домкрате.
- Полностью выкручиваем болты.
- Берем колесо двумя руками и сдергиваем со ступицы.
Если колесо прикипело и не снимается, аккуратно постучите по краю.
Установка колеса
Установить колесо своими руками также не сложно. Чтобы поставить колесо на место достаточно выполнить следующие действия.
- Запасное колесо берем двумя руками и надеваем на ступицу. Иногда без диска подвеска немного провисает, просто немного поднимите авто на домкрате.
- Проверяем совпадение отверстий в ступице и диске. Наживляем болты.
- Закручиваем болты. Делать это нужно равномерно, желательно крест-накрест, по очереди подтягивая противоположные болты.
- Машина опускается с домкрата. Производит окончательную затяжку болтов.
На этом можно считать, что замена колеса произведена.
Через 5-10 километров проверьте затяжку болтов.
Как поставить колпак на место
Декоративный колпак на место устанавливается просто. Достаточно прижать его к диску до щелчка. Чтобы не потерять колпак, закрепляем деталь на диске пластиковыми стяжками.
Поменять колесо можно самому, главное знать основные правила и нюансы. Этот навык пригодится каждому автомобилисту.