Шинный кластер “Кордиант” представляет собой одну из ключевых отраслей российской промышленности, способную удовлетворить как внутренний спрос, так и успешно конкурировать на международном рынке. В статье рассмотрим историю создания, структуру, продукцию и перспективы развития этого кластера.
История и структура шинного кластера
Выход холдинга S8 Capital на шинный рынок привел к созданию крупного шинного кластера “Кордиант”. В периметр кластера вошли четыре шинных завода, включая активы самого “Кордианта” и заводы, выкупленные у иностранных собственников Continental (ныне завод Gislaved) и Bridgestone. Эти предприятия производят легковые, легкогрузовые и грузовые шины — с цельным металлокордом (ЦМК) и комбинированные.
Шинный кластер “Кордиант” включает в себя четыре производственные площадки в нескольких регионах РФ:
- Заводы “Кордиант” в Ярославле и Омске с производственной мощностью 9,1 млн шин в год.
- НТЦ “Интайр” и ремонтный центр “Технотайр”.
- Бывшие площадки Continental в Калуге и Bridgestone в Ульяновске с производственной мощностью 3,5 млн шин и 2,4 млн шин в год соответственно.
Продукция и ассортимент
Основная задача шинного кластера “Кордиант” — удовлетворение внутреннего спроса. Продукция заводов уже продается на экспорт в дружественные страны. В будущем портфель шинного кластера будет насчитывать более 1 тыс. артикулов для большого спектра автомобилей, погодных условий и дорожного покрытия, а также бездорожья.
В ассортименте легковых шин будут представлены шины широкого спектра посадочных диаметров — от 13-го до 22-го — фактически для всех сегментов автомобилей. Это закроет в том числе спрос потребителей на шины больших диаметров, где наблюдался дефицит после прекращения импортных поставок европейских производителей в Россию.
Импортозамещение и локализация
Шины, выпускаемые в рамках кластера “Кордиант”, получили подтверждение Минпромторга о локализации, набрав максимальную планку в 380 баллов и подтвердив статус российского производителя. В процентах доля локализации сырьевых компонентов достигает от 65% (в сегменте ЦМК шин) и до 85% (в сегменте легковых шин), поскольку производство требует закупок импортного сырья.
Традиционно шинная отрасль зависима от поставок натурального каучука. У местных производителей синтетических каучуков пока не развит локальный выпуск специальных марок, химия для шинной промышленности в России представлена узко. Также есть потребность в импорте гибридных кордных тканей.
“Нам нужны высокотехнологичные и современные кордные ткани”,— указывают в компании.
Вызовы и решения
Пандемия и нарушение цепочек поставок, а затем санкции и последовавшие сложности с логистикой усложняли поставки сырья в Россию. Тем не менее, у “Кордианта” получилось решить вопросы с импортным сырьем, в том числе использовав опыт 2020 года. Вадим Володин рассказывал, что уже тогда “Кордиант” принял решение иметь диверсифицированный портфель поставщиков. По его словам, компания начала их искать не только в европейской части, но и на других континентах.
Мнение экспертов
Аналитики отмечают, что за счет синергии между активами кластер сможет эффективно развивать ассортиментную линейку, обеспечивая потребителей высокотехнологичной и качественной локальной продукцией. Прошедший год стал ключевым для восстановления шинной отрасли России, которая традиционно обеспечивала основной объем предложения для местных потребителей и давала рабочие места для тысяч сотрудников в разных регионах.
К 2024 году российский рынок покинули глобальные производители шин, а их заводы были приобретены отечественными игроками. В результате производство вновь начало восстанавливаться, а ассортимент предложения начал расширяться. Существенную часть шинных активов в течение 2023 года приобрел многопрофильный холдинг S8 Capital, став вторым среди крупнейших отечественных производителей шин.
Перспективы развития шинного кластера «Кордиант» в ближайшие годы
Перспективы развития шинного кластера «Кордиант» в ближайшие годы выглядят весьма многообещающе.
Вадим Володин, генеральный директор компании, отмечает, что в 2024 году планируется перезапуск завода в Ульяновске, что позволит максимально загрузить производственные мощности.
Заводы в Калуге и Ульяновске должны выйти на 100% загрузку в течение двух лет, что обеспечит стабильное производство и удовлетворение растущего спроса на шины.
Технологическое развитие и импортозамещение
Одним из ключевых направлений развития является обеспечение технологического суверенитета. В рамках кластера активно ведется работа по созданию новых технологий и разработке премиальных линеек продукции, что позволит заменить импортные модели шин. Научно-технический центр «Интайр» играет важную роль в этих процессах, разрабатывая высокотехнологичные шины, включая модели для премиального сегмента.
Синергия и локализация
Синергия между активами кластера позволяет эффективно развивать ассортимент и занимать новые рыночные ниши. Локализация производства достигла высоких показателей, что подтверждено Минпромторгом. Это обеспечивает устойчивость к внешним экономическим факторам и позволяет предлагать потребителям продукцию с оптимальным соотношением цена-качество.
Рыночные позиции и конкуренция
Шинный кластер «Кордиант» занимает значительные доли на российском рынке:
- 14% в сегменте легковых и легкогрузовых шин;
- 17% в сегменте цельнометаллокордных шин;
- 40% в сегменте грузовых шин.
В условиях конкуренции с китайскими брендами, «Кордиант» акцентирует внимание на качестве своей продукции и развитой дистрибуционной сети, что является важным конкурентным преимуществом.
Исторический контекст: истоки бренда Cordiant
История бренда Cordiant богата событиями и достижениями, которые сделали его популярным среди автовладельцев. Кордиант — российский производитель шин, который начал свою историю в конце 90-х годов прошлого века. Шины Cordiant представляют собой одно из важнейших компонентов автомобиля, влияющих на безопасность и комфорт во время езды.
- Важный момент в истории бренда Cordiant связан с его созданием в 1932 году и началом производства первых шин для автомобилей в Советском Союзе. Со временем компания стала одним из крупнейших производителей шин в Центральной и Восточной Европе
- В 2005 году была выпущена первая шина под маркой Cordiant, и тем же годом началась история бренда в официальном ключе. Марка была запатентована, а компания начала активно развиваться на рынке шинного производства, представляя десятки моделей
- Следует отметить, что Кордиант имеет свои филиалы, например, Cordiant Communications Group, которая связана с рекламным бизнесом. Также известно, что Cordiant Professional стала лидером в продаже шин для грузовиков в 2019 году.
Начало и развитие
Бренд Cordiant был создан на основе предприятий, специализирующихся на производстве шин, в разных регионах России. Он быстро завоевал популярность благодаря качеству своей продукции и доступной цене. Кордиант стал одним из любимых выборов автовладельцев, нуждающихся в надежных и безопасных шинах для своих автомобилей.
Достижения и признание
Шины Cordiant известны своим сбалансированным профилем характеристик, их надежностью и долговечностью. Бренд активно развивается, внедряет новые технологии и инновации для повышения качества своей продукции. Cordiant неоднократно становился лауреатом различных отраслевых наград за высокое качество и соответствие мировым стандартам.
Заключение
Шинный кластер «Кордиант» демонстрирует устойчивое развитие и готовность к дальнейшему расширению. Технологические инновации, локализация производства и эффективное использование производственных мощностей позволяют компании укреплять свои позиции на рынке и удовлетворять растущий спрос на качественные шины.